Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» Принято Решением педагогического совета № ____ от «___» ____2021 г. Приказ № ___ от «___» _______2021г. «Об утверждении ООП МКОУ «Гимназия №2 им.А.М. Сайтиева» УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования (ФГОС ООО) для V-IX классов на 2021-2022 учебный год г. Хасавюрт 1 Пояснительная записка к учебному плану Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» на 2021-2022 учебный год для V-IX-х классов, реализующих ФГОС ООО при шестидневной учебной неделе Учебный план МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и учебным годам. Целью учебного плана МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» является обеспечение введения в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, определяется общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам. I.Нормативная база для проектирования учебного плана Учебный план МКОУ «Гимназия №2 им.А.М. Сайтиева», реализующих основную общеобразовательную программу основного общего формируются в соответствии с требованиями: 1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования); 3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования); 4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; 5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345; 6. Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4. 3648-20); 7.Санитарные правила и нормы СанПин 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 №2 (далее – СанПин 1.2. 3685 -21); 8. Письма Минобрнауки Россииот 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендациипо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельностив рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 9. Устав МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева». 10. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева». Учебный план для 5-9 классов рассчитан на 6-ти дневную учебную неделю и ориентирован на 34 учебные недели. Учебный план МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» обеспечивает дифференцированное обучение, учитывает личностные особенности интересы и склонности учащихся. Суммарное количество учебных часов, указанных в плане, соответствует санитарногигиеническим требованиям. Максимальный объём учебной нагрузки в неделю составляет 5 2 класс- 32 часа, 6 класс – 33 часа, 7 класс -35 часов,8 класс-36 часов,9 класс – 36 часов, что не превышает максимально допустимой нагрузки на ученика. Учебно-методические комплекты, учебники и программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Учебный план 5-9 классов является одним из механизмов реализации основной образовательной программы основного общего образования. Содержание образования на уровне основного образования обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных и метапредметных умений и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта, а также формирует нравственные, мировоззренческие и гражданские позиции, профессиональный выбор, выявляет творческие способности учащихся, развивает способности самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательная часть представлена следующими предметами: Русский язык, Литература, Родной язык, Родная литература, Иностранный язык (английский язык), Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика, История, Всеобщая история, Обществознание, География, Физика, Биология, Химия, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся. Учтены нормативы учебной нагрузки школьников, а также рекомендации регионального базисного учебного плана по распределению учебного времени на изучение образовательных предметов, полностью реализован базовый компонент. В соответствии с базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Республики Дагестан на уровне основного общего образования установлен региональный (национально-региональный) компонент. II. Режим работы гимназии Для профилактики переутомления учащихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул: начало учебного года - 01 сентября, окончание учебного года в 5-8 классах 31 мая, 9 класс 25 мая 2022 года. Шестидневная рабочая неделя. Занятия в первую смену с 8-00 до 12.30; вторая смена с 12.40. до 17.10. Продолжительность урока в классах 40 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для учащихся классов - не более 5-6 уроков. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Контрольные работы проводятся на 2-4 уроках. Плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам составляет 60- 80%. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся имеют облегченный учебный день в субботу. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз в соответствии с санитарными правилами. Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности учащихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 7-9 3 классах - 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги составляет не менее 30-45 см - у учащихся 7-9 классов. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается новым санитарным нормам. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой проводится комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока -физические упражнения для профилактики общего утомления. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста учащихся проводится 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузке. Двигательная активность учащихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе обеспечивается за счет: физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений; организованных подвижных игр на переменах; внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья, самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): до 3,5 ч. III. Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету. Русский язык и литература. Предметная область включает 2 учебных предмета: русский язык, литература. На изучение русского языка в 5-х классах отводится 5 часов в неделю, из них 3 часа из гимназического компонента, в 6-х классах 6 часов в неделю, из них 4 часа- из компонента ОО, в 7 классе - 4 часа в неделю, из них 2 часа - из компонента ОО, в 8 классе – 4 часа, 2 часа русского языка выделен из гимназического компонента. в 9-х классах 3 часа в неделю, из них 1 час - из компонента ОО. На изучение литературы в 5 классах отводится 3 часа в неделю, из них 2 часа компонент ОО, в 6 классах 3 часа, из них 2 часа компонент ОО, в 7 классах 2 часа, из которого 1 час составляет гимназический компонент, в 8 классах 2 часа, из них 1 час компонент ОО, в 9 классах 3 часа в неделю, из которого 2 часа компонент ОО. Родной язык и родная литература. Область родной язык и литература на родном языке определяет изучение родного языка и литературы 2 часа в неделю: 1 час - родного языка и 1 час родной литературы. Иностранные языки. На изучение иностранного языка (английский язык) в 5-9 классы отводится по 3 часа в неделю, из которого 1 час компонент ОО. На изучение второго иностранного (немецкого) языка в 5-7 параллелях классов отводится 1 час в неделю из части, формируемой ОО. Математика и информатика. Предметная область реализуется предметами математика, алгебра, геометрия, информатика. Количество часов математики 5 часов в неделю – в 5 классах, в 6 классах – 5 часов. Алгебра в 7 классах 3 часа алгебра, 1 час из которого компонент ОО, 2 часа геометрия, в 8 классах 3 часа алгебры, из которого 1 час компонент ОО и 2 часа геометрии, в 9 классах 4 часа алгебры, из которого 2 часа компонент ОО и 2 часа геометрии. Информатика и ИКТ– 7-9 классы -1 час. Общественно – научные предметы. Предметная область представлена следующими учебными предметами: История России. Всеобщая история, обществознание, экономика, география. Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Предмет «История» изучается в 5-9 классах, на его изучение отводится 2 часа в неделю. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования основная образовательная программа ОО включает часть, формируемую участниками образовательных отношений, которая может включать вопросы, связанные с региональной (краеведческой) спецификой развития, куда могут быть включены предметы «История Дагестана» и «География Дагестана» отдельными дисциплинами, либо блоками (модульно). Предмет «История Дагестана» изучается в разделах 4 предмета «Истории России. Всеобщей истории», что составляет по 0,5 часа в 8 и 9 параллели классов. Предмет «Обществознание» в 6-8 классе отводится 1 час в неделю, в 9 классах – 2 часа в неделю, из которого 1 час из гимназического компонента. Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается в разделах предмета «Обществознание», что составляет по 0,5 часа в параллелях 8-ых и 9-ых классов. Предмет «Экономика» в 5-9 классах отводится 1 час в неделю из гимназического компонента. На изучение предмета «География» в 5-6 классах 1 час в неделю, 7-8 классах 2 часа в неделю, в 9-ой параллели классов 1,5 часов и еще 0,5 часа из гимназического компонента на изучение географии Дагестана, всего 2 часа. Естественные науки: Предметная область представлена предметами физика, химия, биология. На изучение предмета физика в 7-8 классах отводится 2 часа в неделю, из которого 1 час в 7-ой параллели классов отведен из гимназического компонента, в 9 классах – 3 часа в неделю, 1 час из него - компонент ОО. На изучение предмета биология в 5-6 классах отводится 1 час в неделю, в 7-9 классах 2 часа в неделю. На изучение предмета химия в 8-9 классах отводится 2 часа в неделю. Основы духовно-нравственные культуры народов России. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Так как предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России». Искусство. Предметная область «Искусство» в 5-8 классах представлена учебным предметом – «Музыка», «Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю в 5-8 классах. На изучение учебного предмета «Технология» в 5-7 классах отводится 2 часа, из которого 1 час компонент ОО, в 8-х классах 1 час в неделю. Физическая культура - основные задачи реализации содержания: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здорового и безопасного образа жизни. На изучение учебного предмета «Физическая культура» учебным планом предусмотрено 3 часа в неделю в 5-9 классах, введение третьего часа физической культуры продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличении объёма двигательной активности учащихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. IV.Формы проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения учащимися содержания учебной дисциплины за учебный год (годовая аттестация). 5 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением гимназии «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся». На уровне основного общего образования промежуточная аттестация учащихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация, осуществляемая в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария для оценки их достижений; использование накопительной системы оценивания (портфолио). Оценка и метапредметных результатов учащихся предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, и проводится в ходе таких процедур, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений и др. Оценка личностных результатов осуществляется неперсонифицированно один раз в год в ходе проведения психологопедагогических исследований на уровне. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются специальным приказом по гимназии. Периодичность проведения промежуточной аттестации: 1 раз в конце учебного года. Формы промежуточной аттестации учащихся в V – IX классах Учебные предметы Русский язык Иностранный язык (английский ) Математика История Обществознание Биология География Химия Формы промежуточной аттестации в V – IX классах Контрольное изложение с творческим заданием Итоговый комплексный тест Тестовая работа Контрольная работа Итоговый комплексный тест Тестовая работа Тестовая работа Тестовая работа Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» на 2021-2022 учебный год для V-IX-х классов, реализующих ФГОС НОО при шестидневной учебной неделе 6 Предметные области Учебные предметы Классы 5 класс Количество часов в неделю 6 класс 7 класс 8 класс Всего 9 класс Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 Литература Родной (чеченский, аварский, кумыкский, русский) язык Родная (чеченская, аварская, кумыкская, русская) литература 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 Английский язык 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 Математика 5/170 5/170 - - - 10/340 Алгебра - - 2/68 2/68 2/68 6/204 Геометрия Информатика История России. Всеобщая история Обществознание - - 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 6/204 3/102 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 - 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 8/272 - - 1/34 - 2/68 2/68 2/68 2/68 5/170 4/136 Биология 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 8/272 Музыка Изобразительное искусство Технология 1/34 1/34 1/34 1/34 - 4/136 1/34 1/34 1/34 1/34 - 3/102 1/34 1/34 1/34 1/34 - 4/136 Физическая культура 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 15/510 - - - 1/34 1/34 2/68 22/748 23/782 26/884 30/1020 27/918 128/4352 География Естественнонаучные предметы Искусство Технология Физическая культура и ОБЖ Физика Химия Основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Основы духовно – нравственных Русский язык 3/102 4/136 2/68 2/68 1/34 13/442 Литература 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 8/272 Английский язык 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 Немецкий язык 1/34 1/34 1/34 - - 3/102 Алгебра - - 1/34 1/34 2/68 4/136 Физика - - 1/34 - 1/34 2/68 Обществознание - - - - 1/34 1/34 Экономика 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/170 Основы духовно – нравственных культур 1/34 - - - - 1/34 7 культур народов России Технология народов России Технология Итого Итого 1/34 1/34 1/34 - - 3/102 10/340 10/340 9/306 6/204 9/306 42/1428 32/1088 33/1122 35/1190 36/1224 36/1224 172/5848 8