Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» Принято Решением педагогического совета № ____ от «___» ____2021 г. Приказ № ___ от «___» _______2021г. «Об утверждении ООП МКОУ «Гимназия №2 им.А.М. Сайтиева» . УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования (ФГОС НОО) I-IV классы на 2021-2022 учебный год г. Хасавюрт 1 Пояснительная записка к недельному учебному плану Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» на 2021-2022 учебный год для I-IV-х классов, реализующих ФГОС НОО при шестидневной учебной неделе. I. Нормативная база. Учебный план для 1-4 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева», реализующая ООП НОО ФГОС в 2021-2022 учебном году разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрированный в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированный в Минюсте России 4 февраля 2011 г. 3.Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4. 3648-20); 4. Санитарные правила и нормы СанПин 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 №2 (далее – СанПин 1.2. 3685 -21); 5.Устав МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» 6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева». В связи с тем, что гимназия реализует ООП НОО ФГОС, учебный план направлен на реализацию следующих целей: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. II. Структура учебного плана для 1- 4 класса по ФГОС НОО. Учебный план 1-4-х классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся, и запросов их родителей (законных представителей), образовательной организации, учредителя образовательной организации. 2 Учебный план МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» для 1-4 классов ориентирован на 4летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования и ориентирован на 34 учебных недели в год для 2-4 классов, для 1-х классов 33 учебных недели. III. Особенности учебного плана Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями («Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика, «Обществознание и естествознание», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Технология», «Физическая культура»), каждая из которых направлена на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский язык» 1 классы – 4 часа, 2-4 классы по 5 часов. «Литературное чтение» 1-4 классы 4 часа, где нами добавлены часы с части, формируемой участниками образовательных отношений: 1-3 классы на литературное чтение – 2 часа, в 4 классе 1 час на русский язык и 1 час на литературное чтение. Со второго класса вводится предметная область «Иностранный язык» (английский язык) - 2 часа в неделю во 2-4 классах. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001). Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика» 1-4 классы по 4 часа в неделю. Математика направлена на интеллектуальное развитие учащихся, вооружение их конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, обучение школьников рациональным способам деятельности, современным технологиям получения и обработки информации. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» 1-4 классы 3 часа в неделю. Физическая культура способствует укреплению здоровья учащихся, повышению их работоспособности, дисциплинированности, ответственности, воспитанию потребности в систематических занятиях физической культурой. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» (по 1 часу в неделю). Изучение данных предметов способствует понимания ценности для эмоционального, эстетического развития человека и развитию художественно-образного восприятия мира. В процессе их изучения развивается эстетическая культура учащихся. Способность средствами рисунка, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка. Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» (1 час в неделю). Технология осуществляет подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни, овладение ими знаниями и умениями по выполнению различных операций обработки материалов. Формирование творчески думающей и активно действующей личности, способной самостоятельно проектировать и исполнять задуманное. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом «Окружающий мир» (2 часа в неделю). Изучение предмета направлено на понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 01.02.2012 № 74) в четвертых классах вводится предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики». Учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Право выбора 3 модуля (одного) курса ОРКСЭ принадлежит родителям (законным представителям). По выбору родителей учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в этом 2021 - 2022 учебном году ведется по модулю «Основы исламской культуры». На основании базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения для изучения родного (нерусского и родного русского) языка и литературного чтения на родном языке используется региональный компонент и компонент образовательного учреждения. В 1-х классах на изучение предмета "Родной язык и литературное чтение на родном языке" используется час, отведенный на изучение учебного предмета "Русский язык" с последующим (в 4-х классах) возвращением занятых часов из компонента образовательного учреждения. Во 2-3-х классах все 3 часа регионального и школьного компонента выделены на изучение родного (нерусского) языка, в 4-х классах на изучение родного (нерусского языка отводится 2 часа и час школьного компонента возвращается на изучение школьного предмета " Русский язык". Режим организации и соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в учебном плане гимназии В 1-й класс принимаются дети 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Пятидневная рабочая неделя для 1-ых классов. Шестидневная рабочая неделя для 2-4 классов. Занятия проводятся в три смены: с 8-00 до 18-10. Для профилактики переутомления учащихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул: начало учебного года - 01 сентября, окончание учебного года для 1 класса - 25 мая 2021 года, для 2, 3 классов 31 мая 2020 года. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для учащихся 1 класса не превышает 4-х уроков. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: для учащихся 1, 2, 3, 4 классов основные предметы (математика, русский, окружающий мир) чередуются с уроками изобразительного искусства, технологии, физической культуры, наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке. Плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам составляет 60- 80 %. Обучение в 1-м классе осуществляется с использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 40 минут каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 20 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели, учащиеся имеют облегченный учебный день в субботу. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз в соответствии с санитарными правилами. Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности учащихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1, 2, 3, 4 классах не превышает 7-10 минут, расстояние от глаз до тетради или книги составляет не менее 25-35см. 4 Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается новыми санитарным нормами. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, проводится комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Двигательная активность учащихся в образовательном процессе также обеспечивается за счет: физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений; организованных подвижных игр на переменах; внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья. V. Формы проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения учащимися содержания учебной дисциплины за учебный год (годовая аттестация). Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением школы «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», Положению о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов. Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса нацелена на выявление индивидуальной динамики освоения первоклассником результатов образовательных программ по дисциплинам учебного плана. Промежуточная аттестация первоклассников осуществляется посредством сопоставления результатов входной диагностики, полугодовой и диагностической работы по окончании первого класса. Используется безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний, высокий уровни). В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся: а) устный опрос; б) письменный опрос: -самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определённых тем; -самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике; в) тестовые диагностические задания; г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.; д) комплексная проверочная работа. Результаты промежуточной аттестации учащихся 1-х классов оцениваются как «освоил» или «не освоил». В 1-х классах осуществляется словесная оценка достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности предусмотрена в форме презентации индивидуального «портфолио» учащегося МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева». Девиз работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на классном собрании. На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «портфолио», который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Оценку выступления осуществляет комиссия, в которую могут входить представители родительской общественности, педагоги. Критерии оценки презентации «портфолио»: -самостоятельность; -определение сроков создания «портфолио»; -отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ; -процесс решения проблем; -логика рассуждений и культура речи. 5 Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: Класс 1 Предмет Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Курсы внеурочной деятельности Форма Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Творческий групповой проект Выставка работ Творческая работа. Выставка творческих проектов Дифференцированный зачет: нормативы Проектные работы, презентация портфолио Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). На уровне начального общего образования промежуточная аттестация учащихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация, осуществляемая в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария для оценки их достижений; использование накопительной системы оценивания (портфолио). Оценка и метапредметных результатов учащихся предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, и проводится в ходе таких процедур, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений и др. Оценка личностных результатов осуществляется неперсонифицированно один раз в год в ходе проведения психолого-педагогических исследований на уровне. Во 2-4 классах осуществляется балльная оценка достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (по пятибалльной шкале) в комплексе с иными формами оценивания. 2-ые классы оцениваются, начиная со 2-ой четверти. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются специальным приказом по гимназии. Периодичность проведения промежуточной аттестации: 1 раз в конце учебного года. Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности предусмотрена в форме презентации индивидуального «портфолио» учащегося МКОУ «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева». Девиз работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на классном собрании. На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «портфолио», который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Оценку выступления осуществляет комиссия, в которую могут входить представители родительской общественности, педагоги. 6 Критерии оценки презентации «портфолио» (по пятибалльной системе): -самостоятельность; -определение сроков создания «портфолио»; -отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ; -процесс решения проблем; -логика рассуждений и культура речи. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: Класс 2 Предмет Русский язык Математика Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение Музыка 3 Творческий групповой/индивидуальный проект Изобразительное искусство Выставка работ Технология Физическая культура Творческая индивидуальная работа. Выставка творческих проектов Дифференцированный зачет: нормативы Курсы внеурочной деятельности Проектные работы Русский язык Итоговый контрольный диктант (с грамматическим заданием) Итоговая контрольная работа Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Математика Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение Музыка 4 Форма Итоговый контрольный диктант (с грамматическим заданием) Итоговая контрольная работа Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Творческий групповой/индивидуальный проект Изобразительное искусство Выставка работ Технология Физическая культура Творческая индивидуальная работа. Выставка творческих проектов Дифференцированный зачет: нормативы Курсы внеурочной деятельности Проектные работы Русский язык Итоговый контрольный диктант (с грамматическим заданием) Итоговая контрольная работа Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Математика Русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение Музыка Творческий групповой/индивидуальный проект Изобразительное искусство Выставка работ Технология Творческая индивидуальная работа. Выставка творческих проектов 7 Физическая культура Дифференцированный зачет: нормативы Основы религиозных культур и светской этики Творческий отчет (открытое итоговое занятие) Курсы внеурочной деятельности Проектные работы 8 Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 им.А.М.Сайтиева» на 2021-2022 учебный год для I-IV-х классов, реализующих ФГОС НОО при шестидневной учебной неделе Учебные предметы Предметные области Классы Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Русский язык Литературное чтение Технология Физическая культура Итого Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Математика и информатика Обязательная часть 3/99 4/136 Всего 4/136 4/136 15/507 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 - 1/34 1/34 1/34 3/102 - 1/34 1/34 1/34 3/102 – 2/68 2/68 2/68 6/204 Математика 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 – – – 1/34 1/34 Музыка Изобразительное искусство Технология 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая культура 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 22/748 22/748 23/782 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 84/2839 Родной (чеченский, аварский, кумыкский, русский) язык Литературное чтение на родном (чеченском, аварском, кумыкском, русском) языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство I Количество часов в неделю II III IV Английский язык Основы религиозных культур и светской этики 17/561 Русский язык 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Литературное чтение Родной (чеченский, аварский, кумыкский) язык Литературное чтение на родном языке 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 0,5/16,5 1/34 1/34 - 2,5/84,5 0,5/16,5 - - - 0,5/16,5 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 4/132 4/136 4/136 3/102 15/506 21/693 26/884 26/884 26/884 99/3345 Математика Итого Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПин) 9